Страница учителя-логопеда
О необходимости своевременной логопедической помощи
Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка, являясь одним из наиболее мощных факторов и стимулов его развития.
Речь является средством общения, выражения и формирования мыслей, так как мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью.
Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания, а также оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения и, таким образом, служит активным средством всестороннего развития личности ребёнка.
Всё это предъявляет большие требования к качеству нашей речи. Чем внятнее и выразительнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать действительность.
К моменту поступления в школу у ребёнка должна быть сформирована не только разговорная устная речь, но и готовность к обучению. Отставание в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как у него оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова, которые у ребёнка с нормальным речевым развитием вырабатываются ещё задолго до обучения в школе.
Когда необходимо начинать занятия с логопедом?
Логопедические занятия необходимо начинать в дошкольном возрасте, когда коррекционная работа дает наилучшие результаты, ведь в З-7 лет ребенок наиболее восприимчив к педагогическому воздействию для овладения родным языком. Поэтому целесообразно обращаться к логопеду за консультацией и помощью именно в это время, чтобы он имел возможность плодотворно поработать и отправить ребенка в 1 класс с необходимыми речевыми навыками.
Чем же занимается логопед на занятиях с детьми?
Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т.е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так. Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно: развитие общей речевой активности, накопление словаря, развитие физического и речевого слуха, развитие грамматической стороны речи, обучение навыкам словообразования и словоизменения, развитие артикуляционной моторики, развитие связной речи и, наконец, коррекция произношения.
В ходе работы попутно решается ряд дополнительных задач:
- развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление),- формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки),
- формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложения) и др.,
- развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки,
- профилактика нарушений письма и чтения.
С какими нарушениями работает логопед?
Логопед работает по нескольким направлениям:
- Исправление звукопроизношения (в том числе у детей со стертой
формой дизартрии);
- Развитие фонематического слуха у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР), т.е. неумением дифференцировать звуки русского языка;
- Коррекция всех сторон речи (произношение, лексики, грамматики, фонематического слуха) у детей с общим недоразвитием речи (ОНР);
Уважаемые родители!
В нашей школе учителя – логопеды проводят бесплатные индивидуальные консультации и платные индивидуальные занятия для детей с нарушениями речи. Если Вы считаете, что у Вашего ребёнка есть проблемы в речевом развитии, обращайтесь к нашим учителям-логопедам.
Консультации проводятся ежедневно с 10.00. до 11.00.
Важно помнить, чем раньше начать занятия с логопедом, тем быстрее сформируется красивая и правильная речь у ребенка.
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 5.1.) в школе работает логопедический пункт, зачисление в который производится на основании заключения ТПМПК.
Основная задача логопеда общеобразовательной школы – предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной речи.
Устная речь детей, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, характеризуется недочетами звукопроизношения, проявляющимися преимущественно в смешении и замене звуков и в недостаточной сформированности фонематических процессов. Это приводит к появлению в письменных работах детей специфических (дисграфических) ошибок.
При общем недоразвитии речи у детей имеются отклонения в формировании всех компонентов речевой системы, поэтому, обучающиеся данной группы испытывают большие трудности в овладении письмом и чтением, которые в свою очередь ведут к стойкой неуспеваемости в обучении.
Занятия с детьми проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Занятия в логопедическом пункте проводятся во внеурочное время с учетом работы общеобразовательного учреждения. Групповые и индивидуальные занятия проводятся 2-3 раза в неделю, продолжительность групповых занятий составляет 40 минут, а индивидуальных – 20 минут.